Оценка качества образования
Ссылки

Инновационные проекты и площадки

Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи на основе совместной проектной деятельности»

1.Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи на основе совместной проектной деятельности»
2.  Партнерство детского сада и семьи – залог успешной социализации ребенка
3.  Обоснование актуальности
Социально экономические изменения в современном обществе привели к существенным изменениям в сфере образования. Задачей образования стала: воспитать хорошо социализированного образованного человека.
Дошкольный период необычайно значим для вхождения детей в мир социальных отношений, он рассматривается как начальный этап первичной социализации, когда происходит «врастание в человеческую культуру» (Л.С.Выготский) и закладываются многие личностные качества.
Социальное развитие личности происходит при стихийном взаимодействии человека с окружающим миром, но больший развивающий эффект дает специально организованная педагогическая система, в которой ребенок планомерно осваивает различные стороны культурной жизни общества и сам становится их активным участником. Более успешно процесс социализации осуществляется в тесном партнерстве и сотрудничестве педагогов и социальных партнеров с детьми.
Это и обусловило создание проекта «Сотрудничество ДОУ и семьи на основе совместной проектной деятельности», основной идеей которого является установление системы партнерства, достижение высокого качества образования и успешной социализации воспитанников.
4.  Содержание практики
Наши родители – полноправные партнеры нашего детского сада! Над проектом работали творческая группа педагогов и сами родители, учитывая предложения и инициативы каждой семьи. В итоге получился большой проект ДОУ, состоящий из 5 подпроектов:  «Веселый калейдоскоп»; «Мама, папа и я»; «Развивайка»; «Камелек»; «Добрые традиции». Проект успешно реализуется уже пять лет и имеет хорошие результаты
Ориентирами  социального развития ребенка в реализации проекта являются:
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, уверенности в своих возможностях;
- приобщать ребенка к миру людей;
- воспитывать у ребенка социальные навыки и умения.
По возрастным группам составляются ежегодно дорожные карты реализации подпроектов в соответствии с моделью организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ, т.е. срок реализации каждого проекта составляет один учебный год. На отчетном собрании родителей в конце учебного года подводятся итоги работы, обсуждаются достигнутые детьми результаты и вопросы, требующие дальнейшего решения.      
Подпроект «Веселый калейдоскоп»

Как гласит народная пословица  «Ребенок растет не от хлеба, а от радости»,            
Наши родители являются непосредственными участниками в проведении и подготовке праздников. Вносят свои идеи в оформлении праздничного помещения, непосредственно помогают, что и какой сюжет, сюрпризный момент можно включить в сценарий праздника. Совместно с педагогом распределяют, кто в каком празднике, развлечении может  исполнить ту или иную роль по сценарию, выступать совместно со своим ребенком. В процессе предварительной работы родители с удовольствием помогают детям в разучивании стихов, песен к развлечениям, спортивным праздникам. Поддерживают тесную связь с музыкальным, физкультурным руководителями детского сада.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которые разделяют и дети и взрослые. Ведь в результате постоянных, ярких и увлекательных праздничных встреч формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты. У детей формируется чувство собственного достоинства, уверенность в собственных возможностях, развивается позитивное отношение к окружающим. Мы видим результат того, что родители становятся заинтересованными, как участники педагогического процесса в успехах своих детей.
Подпроект   «Мама, папа и я»
Родитель - это первый педагог ребенка. Данный проект дает возможность непосредственного участия социального партнера в воспитательно-образовательном процессе. В рамках реализации проекта создаются такие условия, чтобы у всех участников проекта возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то продуктивной деятельности, мероприятиях; использовать свой внутренний потенциал, умение, талант.
Отбор содержания был согласован с педагогической задачей по гендерному воспитанию и по инициативе родителей были организованы сообщества мам, пап «Кыыс Куо», «Уолан уол». Наши мамы, папы в месяц два раза по очереди проводят  занятия, встречи с детьми старшего дошкольного возраста по домоводству, по знакомству и формированию  начальных представлений о труде отцов, об охоте и рыбалке. Девочкам очень интересны занятия по кулинарии, изготовлению поделок, разных аксессуаров.., а мальчики в восторге от того, что они сами могут забить гвоздь, распилить доску, потрогать, посмотреть снасти для рыбалки, участвовать в процессе заготовки льда, подготовиться к национальным видам спорта с папой кого-то и т.д. С 2019 года в реализации проекта привлечены наши мудрые бабушки и дедушки, в связи с этим организованы сообщества «Эбээ оскуолата», «Байанай тумсуутэ». Мы очень рады в том, что этот проект стал средством приобщения ребенка к социальному миру и в то же время каждый член семьи получает внутреннее удовлетворение от совместной деятельности с детьми, мотивацию на дальнейшее сотрудничество с детским садом.
Подпроект  «Развивайка»
Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью всех участников: воспитанников, родителей и педагогов. Работая над проектом, дети, родители и педагоги насыщают  развивающую среду группы новыми элементами: макетами, игрушками, играми, фотоальбомами, разными поделками, развивающими обучающими материалами. Эта встреча, общение и совместная деятельность детей со взрослыми. Родители совместно с педагогами составляют карту реализации, используя разные формы (конкурс, выставка, мастер-классы, открытые просмотры). Руками родителей создаются оборудования, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, куклы к театральной деятельности, конкурсные костюмы, настольные, напольные развивающие игры, двигательные центры в группах.    
Правильно организованная насыщенная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятия по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. Именно эти умения лежат в основе показателей успешного социального развития ребенка.  
Подпроект   «Камелек»
Реализуется по разделам: «Якутское подворье»; национальная кухня; занятия; мини–музей; дары Байанайа; проекты детей; развлечения, традиционные народные праздники; конкурсы, соревнования. Это возможность развития  личности ребенка во взаимодействии с окружающей средой, формирование чувств сопричастности к родному дому, поселку, к природе родного края, к культурному наследию народа. Это сохранение традиционного уклада жизни,  приобщение детей с малых лет к национальной культуре, традициям родного края, как системе общечеловеческих ценностей, которое оказывает целостное влияние на социальное воспитание ребенка.
В рамках проекта мы празднуем совместно национальный праздник «Ысыах», проводим конкурсы для девочек «Хаарчаана Куо», для мальчиков «Манчаары удьуордара», фольклорные развлечения ко дню родного языка, досуги, посвященные сезону охоты, рыбалки. Дети совместно с родителями создают свою команду, вокальные, танцевальные дуэты и с удовольствием выступают. Каждая семья помогают педагогам в сопровождении и участии воспитанников в фольклорных конкурсах разных уровней. Это шитье костюмов, совместная подготовка конкурсного материала и воспитание социальных навыков соблюдения общих правил в обществе, правил этикета и правил безопасности.
Создана игровая комната в ДОУ «Мин сахабын», где дети с большим интересом играют. А игра и любая деятельность является для ребенка социальной практикой, он получает социальный опыт. Это встречи, общения, игры с детьми разного возраста, общение со взрослыми.
Подпроект:  «Добрые традиции»
Совместная инициатива, идея родителей и педагогов по содействию в обустройстве детской площадки  превратилась в добрую традицию. Каждый год родители выпускной подготовительной группы с большой любовью оставляют подарок – игровое или спортивное оборудование на площадке. Очень ответственно относятся к дизайну, техническим и санитарным требованиям оборудования. Дети, играя в сооруженных паровозиках, машинах, самолетиках расширяют свои представления об окружающем мире, а родители бывают так довольны своей работой, что с большим энтузиазмом, активно участвуют в строительстве, покраске оборудования.      
И с каждым годом с помощью наших партнеров, наших дорогих, уважаемых родителей оснащается и обновляется дворовая игровая территория для детей.
5.  Результаты практики
Таким образом, можно сказать, что объединили усилия педагогов и родителей в вопросах воспитания, развития ребенка и успешно работаем на основе взаимоподдержки, создали атмосферу общности интересов. И убеждены в том, созданная социокультурная среда общения детей и взрослых в тесном сотрудничестве с родителями явилась залогом успешной социализации ребенка:
- Наблюдения (специально организованные) во время игр, занятий, досугов, праздников показывают в целом более высокий уровень сформированности  самооценки ребенка (методика В.Г. Щур «Лесенка»), умения его вхождения в детское, взрослое общество;
- При оценивании межличностных эмоциональных связей в группах, внутригрупповых отношений по методикам И.Вандвик, П.Экблад «Два дома», В.Г.Щур «Лесенка» наблюдается  сплоченность групп, нет такого ребенка, которого все отклоняли (аутсайдера);
- Итоги тестирования в начальной школе по методике «Рукавички» Г.А. Цукермана показывают высокий уровень сходства узоров на рукавичках, т.е. дети умеют договариваться, умеют согласовывать свои способы действия, у них позитивное отношение к совместной деятельности. Это доказывает, что наши выпускники умеют выстраивать свое поведение и деятельность с другими людьми;
- Известно, что содержательно насыщенная игровая деятельность детей является средством формирования системы социальных отношений. С 2016 года наше ДОУ вовлечено в федеральный проект по НИКО дошкольного образования по апробации методики адаптированной версии Шкалы Экерс рейтинговой оценки развивающей среды  в ДОУ.
Вместе с нашими партнерами – родителями мы добились хороших результатов:
в 2016г. – 3,5 балл;  2019г – 5,8 балла.
- В рамках проекта начали зарождаться совместные нетрадиционные мероприятия, растет инициатива родителей, активность участия в мероприятиях 100% .


Документы


К списку
Создано: 24.06.2020 05:58:37   |   Изменено: 24.06.2020 06:04:47
Фотографии